Хайвольтаж-трэвэелинг это здорово!!!

Что же такое «хайвольтаж-трэвелинг»?

Хайвольтаж-трэвелинг (от англ. high-voltage travelling - "высоковольтные путешествия", сокращенно - ХВТ) - это целенаправленное исследование маршрута воздушной линии электропередачи (ЛЭП), которое осуществляется путём пеших походов или поездок вдоль линии. Хайвольтаж-трэвелинг может преследовать различные цели (фотосъемка, исследование истории линий, составление схемы ЛЭП, поиск раритетных опор и т.п.).

В процессе ХВТ-походов, можно встретить множество интересных мест и просто живописные уголки. В этом вся прелесть хайвольтаж-трэвелинга! Немалую роль здесь играет любопытство, желание узнать, что ждёт тебя за новым поворотом трассы высоковольтной магистрали. Надеюсь, что людей, которые по-новому взглянут на опоры ЛЭП, благодаря фотоснимкам, которые я делаю в процессе своих походов, станет больше. В этом блоге размещаю свои фотоотчёты по хайвольтаж-трэвелингу, индустриальному туризму.

С уважением, Дмитрий.


четверг, 16 декабря 2010 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП ПО ОБЩЕМУ ВИДУ

Это классификация не совсем официальная (некоторые названия, вроде «пирамидальных» и т.д. в официальной литературе не встречаются). Во многих старых справочниках, в главах посвящённых разделению опор по внешнему виду, информация поверхностная, например, там зачастую выделены только А-образные, П-образные, столбовые, АП-образные мачты. Вот и появилась необходимость в моей собственной классификации, так сказать, для личного пользования, но возможно, она будет интересна и вам. В её основе,  разделение всех опор на классы, семейства, роды, виды и подвиды (т.е. модификации) по внешнему виду. Ниже представлена лишь обзорная классификация (в основном только классы). 
Анкерная башенная широкобазная одноцепная опора У37
Анкерная башенная широкобазная двухцепная опора У39
Класс: «Башенные решётчатые опоры»
Классические,  самые распространенные из всех опор ЛЭП высокого напряжения. Могут иметь от одного до 9-ти параллельных траверс, и применятся  для одно- двух- или многоцепных ЛЭП. Все башенные опоры решётчатые объединяет общая черта – их ствол сужается от базы к верхушке. Подразделяются на два семейства:
-Широкобазные решётчатые (если основание мачты шире товарного вагона,).  Это самые распространенные опоры. Могут быть одноцепными («Крымского типа»), двухцепные (типа «Бочка») и многоцепные («комби»)
Самые интересные представители одноцепных башенных опор - Т-образные опоры для линий постоянного тока.
-Узкобазные решётчатые (соответственно их основание уже товарного вагона). 
Ниже снимки типичных широкобазных и узкобазных опор.
Промежуточная одноцепная башенная широкобазная опора
Промежуточная двухцепная башенная широкобазная опора
Анкерная башенная широкобазная одноцепная опора Крымского типа
Башенная узкобазная двуцепная опора типа бочка
Класс: «Портальные опоры»
Опоры из металла, дерева или железобетона (см. также семейство «П-образные столбовые»), напоминающие букву «П» либо букву «Н», имеющие два основания и общий траверс(ы). Пользуются особо широким распространением на ЛЭП 330-750 кВ. Как правило, одноцепные.
портальная Н-образная опора
портальные П-образные опоры

портальная опора

портальная опора 1933 года
портальная переходная  опора 500кВ
Класс: «АП-образные опоры»
Одноцепные опоры, созданные при помощи сварных металлических труб, МГС либо дерева, в профиль напоминающие букву «А»,  в анфас  букву «П». Сечение  труб в этих опорах может достигать 1300 мм, а высота может быть свыше 80 м. На фото пример такой трубчатой опоры при переходе линии 330кВ. Внутри её стоек, находятся лестницы для подъёма на вершину, а всего опора имеет четыре колена высотой 21 метр каждый (они окрашены в разные цвета), общая высота мачты около 85 метров. Подробнее можно прочитать тут - http://io.ua/s93360.
АП-образная трубчатая опора ЛЭП
Класс: «Пирамидальные опоры»
(офиц. термин - трехстоечные раздельностоящие решётчатые опоры)
Трёхстоечные решётчатые опоры, как правило,  стоят на поворотах и переходах ЛЭП 500кВ и 750кВ, используются в качестве анкерных (фото).
Пирамидальная (трёхстоечная) опора
Класс: «Л-образные (качающиеся) опоры»
Представляют собой плоские Л-образные решётчатые конструкции, шарнирно сочленённые с двумя фундаментами. Наверху опоры – траверса для крепления 4-х несущих тросов, удерживающих опору в вертикальном положении. Ниже расположены ещё три (реже две) траверсы, для подвеса проводов. Л-образные вышки применялись, в частности, как переходные  для двух цепей ВЛ 110кВ или 220 кВ. Их применение позволило сэкономить металл и упростить фундамент. Такие опоры было целесообразно применять в заливаемых водою территориях при половодье. Особенности конструкции не дали этим опорам получить широкое распространение.
 
Класс: «Y-образные опоры» («рюмки»)
Одноцепные мачты напоминающие букву «Y» или рюмку. Существуют разных типов и применяются достаточно давно и у нас и заграницей, в том числе в качестве переходных (например, ПС-101). Всегда выполнены из металла, обычно решётчатые, реже состоят из многогранных гнутых стоек.
Y-образные промежуточные опоры типа Рюмка
Y-образная  анкерная опора типа Рюмка
Y-образная  переходная опора типа Рюмка
Класс: «Дельтавидные опоры»
Одноцепные решётчатые опоры, всегда имеющие широкую базу, а верхушкой  они напоминает Y-образные мачты. Широко распространены на Западе (особенно в США). На фото пример дельтавидной опоры ЛЭП в Швейцарии, с железобетонными антилавинными «штанами».
Дельтавидная противолавинная опора
Дельтавидные опоры в пустыне
Класс: «Столбовые опоры» (не решётчатые)
Это опоры, в основе которых деревянные, металлические либо железобетонные столбы. Существуют одностоечные и портальные.
Семейство: Одностоечные столбовые опоры
Одностоечные опоры из железобетона – самые широко распространенные промежуточные  опоры ЛЭП на напряжениях 35-220 кВ. Относительно недавно получил распространение прогрессивный тип металлических одностоечных столбовых опор – с применением МГС. Если говорить точнее, то в США такие опоры применяются довольно давно, а в СНГ  они только начинают завоёвывать популярность. Применение МГС позволило создавать столбовые многоцепные опоры.
Железобетонная одноцепная столбовая опора с оттяжками
Железобетонная двуцепная столбовая опора без оттяжек
Анкерно-угловая железобетонная столбовая  опора ЛЭП
Столбовая стальная двуцепная опора на базе МГС
Столбовая стальная анкерная многоцепная опора на базе МГС
Семейство – Портальные (П-образные) столбовые
Портальные столбовые опоры состоят  из двух столбов (деревянных, железобетонных или МГС) скреплённых общей  траверсой. Особое распространение у нас получили столбовые одноцепные портальные ж-б опоры ПВС для  линий 220 и 330 кВ. Разновидность портальных столбовых опор – «высоковольтные ворота» (опоры с ригелем  из железобетона). Часто они имеют более двух стоек в основании и используются в качестве подстанционных порталов. 
Высоковольтные "ворота"
Железобетонная столбовая портальная опора (ПВС)
Железобетонная  опора (подстанционный портал)
Деревянная П-образная опора
Семейство – Раздельностоящие столбовые
В отличие от портальных столбовых, не скреплены общей траверсой. Каждая из этих опор поддерживает лишь одну фазу ЛЭП, встречаются редко, в основном на 500кВ.
Раздельностоящие столбовые
Класс: V-образные
Промежуточные поры с оттяжками, применяемы на трассах ЛЭП 330-1150кВ, к примеру, опоры типа «Набла» для 750 кВ. Напоминают перевернутый треугольник - наблу. Исключительно одноцепные.
V-образная опора ЛЭП
Класс: Опоры типа «Кошка»
Весьма интересные оригинальные опоры, пользуются большой популярности в странах западной Европы, особенно во Франции.
Опора-кошка
Нестандартные опоры
К ним относятся различные не классифицируемые выше, нестандартные опоры и экзотика, например  многочисленные декоративные опоры. Это очень обширная тема, поэтому требует отдельного описания.
Самодельная Х-образная опора ЛЭП из стальных труб
Декоративная опора в Финляндии - Следы Антти
Надеюсь, эта подборка заинтересует вас этой высоковольтных линий).
Если заинтересовала, то добро пожаловать на фотогалерею ЛЭП «PowerLiner» www.novoklimov.io.ua и в группу вконтакте vkontakte.ru/club9056086

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.