Хайвольтаж-трэвэелинг это здорово!!!

Что же такое «хайвольтаж-трэвелинг»?

Хайвольтаж-трэвелинг (от англ. high-voltage travelling - "высоковольтные путешествия", сокращенно - ХВТ) - это целенаправленное исследование маршрута воздушной линии электропередачи (ЛЭП), которое осуществляется путём пеших походов или поездок вдоль линии. Хайвольтаж-трэвелинг может преследовать различные цели (фотосъемка, исследование истории линий, составление схемы ЛЭП, поиск раритетных опор и т.п.).

В процессе ХВТ-походов, можно встретить множество интересных мест и просто живописные уголки. В этом вся прелесть хайвольтаж-трэвелинга! Немалую роль здесь играет любопытство, желание узнать, что ждёт тебя за новым поворотом трассы высоковольтной магистрали. Надеюсь, что людей, которые по-новому взглянут на опоры ЛЭП, благодаря фотоснимкам, которые я делаю в процессе своих походов, станет больше. В этом блоге размещаю свои фотоотчёты по хайвольтаж-трэвелингу, индустриальному туризму.

С уважением, Дмитрий.


пятница, 10 декабря 2010 г.

В поисках высоковольтного "крокодила"

Я предпочитаю снимать опоры ЛЭП в ясную погоду, но бывают исключения. Так в один пасмурный зимний день я решил найти и снять концевую опору исторического перехода ЛЭП Л925 (150кВ) через Днепр.
Вот этот переход на снимках из космоса: http://www.wikimapia.org/#lat=48.4959051&lon=34.9738598&z=16&l=1&m=b
Данный переход был сооружен в разгар сталинской индустриализации, в начале 30-х годов. Уникальным является, то, что данные переходные опоры не были разрушены во времена немецкой оккупации. Они дожили до наших дней в почти в первозданном виде. Эти переходные опоры вполне могут претендовать на звание памятников технического наследия. Также сохранились «крокодильчики» - концевые опоры, служившие для связи участка перехода с остальной линией. На момент постройки, ЛЭП пересекающая Днепр, соединяла подстанцию "Петровка" с подстанцией Коминтерна, и входила в "Западное кольцо ЛЭП 150кВ". 
Переходная опора  30-х годов
Если сами опоры перехода у всех на виду (их отлично видно с Кодацкого моста), то коренастых "крокодилов" мало кто видел. Один из них находится возле ж/м Фрунзенский (левый берег), а второй возле отвалов завода Петровского (правый берег). Именно его я и решил запечатлеть, как никак этой высоковольтной опоре опоре почти 80 лет!!! 
Итак, мы стартовали от Кодацкого моста и сразу двинулись вдоль ЛЭП Л85/Л86 (постройки 70-х годов) параллельно Заводской набережной к отвалам завода Петровского.  Мы сразу увидели седельный тягач DAF95XF с полуприцепом. Поворачивая, он крепко завяз в толще грязи на разбитой дороге. Водитель безуспешно пытался что-то сделать. 

"Крокодильчик" 150кВ

Обойдя тягач, мы продолжили двигаться в сторону отвалов, где, как я полагал, заканчивался переход Л925. Стоит отметить, что большая часть опор на этой ЛЭП – современные, с довоенного времени остались лишь переходные, концевые опоры и пара анкерных «Свирского типа». За кучей чернозёма и снега показался концевик, тот самый «крокодил», как его порой называют линейщики. Это П-образная коренастая стальная конструкция родом из 1933-го года.

Опора «Свирского типа»
А это клёпаная опора – анкер «Свирского» типа. Спроектирована она была в начале 30-х годов, в Ленинграде. Большинство этих опор ушли в прошлое в качестве металлолома, но данный образец уцелел с 1933-го года, времени постройки «Западного кольца 150кВ». Похожие опоры применялись на двух первых в СССР ЛЭП 220кВ "Нижнесвирская ГЭС-Ленинград".
Кстати, «Западное кольцо» - это целая система линий 150кВ, построенных в 1930-е годы в Днепропетровске, для того чтобы максимально охватить промышленную часть Днепропетровска и обеспечить её энергией с только запущенного Днепрогэса.

Полимерные изоляторы на "крокодиле"
Удивительное сочетание - на "доисторической" опоре, созданной по заклепочной технологии, применявшейся ещё в царской России, современные полимерные изоляторы. 
ЛЭП на правом берегу расположена перпендикулярно переходу. Поэтому связь линии с переходом напоминает отпайку. Посмотреть на «крокодил» со спутника можно по ссылке - http://www.wikimapia.org/#lat=48.4892357&lon=34.9682379&z=19&l=1&m=s&v=9

Фундамент "крокодила"
Фундамент «крокодила». Отлично видны древние заклёпки - технология времён царской России. Кое-где на их место пришли винты. 
Что это такое, сказать сложно. Никогда не видел на опорах ничего подобного. Какое-то коробковидное сооружение))) 
Слева – многоцепная мачта коридора 4-х ЛЭП идущих на Заводскую набережную. В центре на переднем плане - опора линии 150кВ с расщеплением (бывает и такое!), а справа маленькая опора с одной цепью – Л925.
Поснимав анкер-крокодил я решил найти, где заканчивается сама линия Л925. На фото несколько ЛЭП на фоне жёстких индустриальных отвалов завода Петровского.

ЛЭП 150кВ с расщеплением
Из-за суровых условий эксплуатации (сильное загрязнение атмосферы в этом промрайоне) относительно маломощную ЛЭП Л85/86 150кВ выполнили с расщеплением.  Расщепление применяется на ЛЭП, начиная с вольтажа 330 кВ и выше (очень редко на 220кВ). Ну а это вообще экзотика – редкий класс напряжение 150кВ ещё и в таком исполнении!!!!
Что бы попасть к ПС где закончилась Л925 нужно было идти в самое сердце промзоны – место грязное и дикое, с множеством собак, пустырей и заброшенных руин. Но в целом интересно=) На горизонте видны контуры доменной печи.
Один из самых «кислотных» пустырей в городе находится за отвалами завода Петровского. Следов на снегу почти нет, а тропа ведёт в никуда…
Совсем рядом находятся брошенные частные дома с пустыми глазницами окон (не снял). 
Подстанция «Петровка-150кВ», именно так называлась ПС где завершилась Л925. 
Электроподстанция Петровка-150кВ одна из первых ПС в Днепропетровске, была пущена как звено в цепи "Западного кольца ЛЭП-150кВ" в 1932 году, с подачей первой электроэнергии с Днепрогэса. После изгнания оккупантов, некоторое время генераторы на «Петровке» вырабатывали ток и передавали энергию для города по линии Л14 – «линии жизни» (от неё зависело энергопотребление всего города). Сегодня линия Л925 и ПС «Петровка» очень изменились, остались лишь опоры перехода и «крокодилы» как напоминание об ушедшей эпохе 30-х годов.


По завершению похода весьма короткого, но познавательного, сделал такой фотоколлаж линий этой ХВТ-локации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.